Сегодня мы с вами разберем такой вид бизнеса, как зоомагазин, или магазин зоотоваров. Мнения инвесторов о привлекательности этой ниши сильно разнятся. Одни говорят, что это золотое дно, другие жалуются на низкую маржинальность и высокую конкуренцию, но факт остается фактом: по статистике каждая третья российская семья имеет домашнее животное. И это самые скромные подсчёты, так как по другим статистическим данным у нас в стране более 50 миллионов кошек и собак… и это не считая рыбок и, простите, хомячков.
Естественно, мы не будем расписывать бизнес-планы открытия зоомагазина, а посмотрим на этот бизнес с нашей профессиональной точки зрения, а именно рассмотрим коммерческие помещения, которые могли бы подойти для этого бизнеса.
Форматы магазинов и опыт сетевых игроков рынка
Сегодня зоомагазинов действительно много. Если 20-30 лет назад выбора у покупателя не было, и все москвичи ездили на «птичий рынок», то сейчас найти корм и аксессуары для любимого домашнего питомца не проблема и рядом с домом. При этом зоомагазины делят две локации: это или место в торговом центре, или магазин в формате стрит-ритейл. Давайте же разберёмся, что интереснее и более востребовано.
Птичий рынок в Калитниках, 1973 год© Фото Andy Sedik
Независимо от места расположения, наиболее значимым для успешности бизнеса является хороший поток платёжеспособной аудитории. Корма и товары для животных достаточно дороги, и без клиентов, готовых платить за этот товар, место даже в самом проходимом месте будет убыточно.
Что же в итоге лучше, ТЦ или стрит-ритейл? Если вы новичок в этом бизнесе, для начала стоит рассмотреть опыт известных сетевых игроков рынка. Всем известные сети «Бетховен», Cats&Dogs, «Четыре Лапы», «Динозаврик», «Зоомаркет», «Любимчик» имеют магазины в обеих категориях, причём площадь помещений варьируется от 50 до почти 1000 метров.
Но и это не предел, есть и более экстремальные варианты. В немецком городе Дуйсбург работает зоогипермаркет Zoo Zajac, занесенный в книгу рекордов Гиннеса. Его владелец Норберт Заяк – большой любитель домашних питомцев, он занимался их разведением с четырёхлетнего возраста, этому и посвятил свою жизнь... и сегодня его гипермаркет занимает 12 тысяч квадратных метров и по площади может легко сравниться с терминалом крупного международного аэропорта. Здесь можно купить не только миллионы товарных позиций из разряда кормов и аксессуаров, но и самих животных. Одновременно в стенах гипермаркета обитает более 250 тысяч особей различных животных, рыб, птиц и насекомых. Коллекции животных, собранной Норбертом, позавидуют многие зоопарки мира, впрочем, магазин работает одновременно и как зоопарк. Здесь можно провести весь день, наблюдая за животными, а можно зайти с детьми купить корм для своего попугайчика и заодно покормить обезьянок. Ну и если вы задумали купить какое-то экзотическое животное, здесь вам тоже помогут подобрать кого угодно: от крокодила до тарантула, от ленивца до броненосца.
Норберт Заяк, владелец самого большого зоогипермаркета в мире, передвигается по своему магазину на мопеде© Фото Eriver Hijano
Получается, можно открыть магазин любой площади в любом месте? Конечно же нет. Для начала надо определиться с форматом магазина и требуемыми площадями. Это может быть большой гипермаркет зоотоваров, рассчитанный на весь спектр животных, от самых простых до экзотических, в котором представлен широкий ассортимент кормов, одежды, игрушек и аксессуаров. Такой магазин потребует больших площадей от 200 до 1000 метров. Магазины среднего сегмента потребуют от 100 до 200 метров. Маленький магазинчик с ограниченным ассортиментом или зоотдел в торговом центре будет начинаться с 50 квадратных метров.
Выбор локации: успешные бизнес-кейсы
Когда мы определились со своими желаниями, а главное возможностями по площади арендуемых помещений, переходим к поиску места. Успешные бизнес-кейсы с точки зрения локации выглядят примерно так:
• стрит-ритейл рядом с популярной ветеринарной клиникой, этот вариант гарантированно обеспечит приток наиболее заинтересованной аудитории, но нужно иметь в виду, что ассортимент должен содержать и лекарственные средства;
• торговый центр, прикассовая зона крупного якорного арендатора, например, продуктового ритейлера, этот вариант интересен тем, что здесь сформирован постоянный и стабильный покупательский поток;
• стрит-ритейл на пересечении транспортных потоков, например, у станций метро и ТПУ, а также густонаселенные спальные районы.
А вот теперь самое интересное, но и разочаровывающее. Идеального рецепта нет. Если вы смогли чудом урвать помещение в прикассовой зоне супермаркета в хорошем ТЦ, заплатив за его аренду огромные деньги, и мимо вас в день проходит 15 тысяч человек, то вы можете рассчитывать на 300-500 посетителей. С одной стороны, это хорошая перспектива, с другой – стоимость аренды будет слишком высока, и помещение в спальном районе, стоящее в разы меньше, после вычета расходов может в итоге принести ту же прибыль.
Наши рекомендации
Единственная рекомендация, которую мы можем дать, – тщательно изучите локацию и окружение. Если бы мы сами открывали подобный бизнес, в первую очередь присмотрелись бы к большим спальным районам и новым ЖК. Арендовать помещение под зоомагазин здесь существенно проще и дешевле, чем в ТЦ. Но надо тщательно изучить конкуренцию и людские потоки.
На наш взгляд, идеальное помещение для зоомагазина – 50-150 метров для торговли кормами и аксессуарами, либо 150-200 метров, если предполагается продажа самих животных. Хорошо, если помещение находится рядом с метро или остановками общественного транспорта, а наличие по соседству продуктового супермаркета, например, «Пятерочки», «Магнита», «Дикси» или Billa существенно улучшит ваши шансы на успех. И как мы уже говорили, ветеринарная клинка поблизости – существенный беспроигрышный бонус.
Изучайте, ищите, сравнивайте, и обязательно найдётся подходящий вариант. При этом совершенно не обязательно гнаться за старыми спальными районами, новые жилые кварталы могут порадовать вас не только хорошими арендными ставками, но и отсутствием конкуренции.