Грядущий Чемпионат мира по футболу задолго до стартового свистка начал оказывать определенное и весьма значительное влияние на рынок коммерческой недвижимости в тех городах, где будут проходить матчи. В Москве стоимость объектов, расположенных в непосредственной близости от стадионов, а также в центральных районах хоть и незначительно (на 3-5%), но выросла сразу после того, как стало известно, что Россия победила в конкурсе за право проведения мундиаля (декабрь 2010 года). Когда были названы московские стадионы, которые примут чемпионат, а это «Лужники» и «Открытие-Арена», цены на близлежащую коммерческую недвижимость прибавили еще по несколько процентов.
Коммерческая недвижимость дорожает
В первую очередь это коснулось земли, зданий и помещений, которые могут быть использованы для строительства или обустройства гостиниц и хостелов. К середине марта пригодная для этих целей коммерческая недвижимость подорожала в среднем на 10-30%. За оставшиеся месяцы до чемпионата аналогичные объекты вероятно еще прибавят в стоимости, особенно, если в них можно быстро организовать места для временного размещения гостей.
В меньшей степени, но все же дорожает и коммерческая недвижимость под гостиницы и хостелы на всей территории Москвы и даже в ближайших пригородах. Сегодня гостиничный фонд столицы в состоянии принять только десятую часть ожидаемого наплыва футбольных болельщиков со всего мира. Особенно велик спрос на объекты для недорогих мини-отелей и хостелов.
Гибрид-отель NETIZEN Saint Petersburg Centre ждет туристов со всего мира во время проведения матчей ЧМ© Фото с сайта netizenhostels.com
Недвижимость под хостелы, кафе и бары
Покупка недвижимости под гостиницу или хостел в данный момент может стать очень выгодным вложением, если вы успеете запустить объект до начала чемпионата. Чтобы убедиться в этом, достаточно попытаться забронировать места в московских гостиницах в период с 14 июня по 15 июля. Свободных мест практически нет. И цены на проживание существенно выросли – в среднем на 30%. Правительство предприняло некоторые меры, чтобы ограничить удорожание, но спрос, многократно превышающий предложение, делает свое дело.
Если говорить об объектах, которые могут быть использованы для создания магазинов, сувенирных лавок, ресторанов, кафе, пивных и спортивных баров, то здесь ситуация в значительно большей степени привязана к стадионам и фан-зонам, где будут организованы условия для просмотра матчей на больших экранах. Вряд ли болельщики поедут праздновать победу своей сборной или оплакивать ее поражение в Южное Бутово. Цены на объекты вблизи стадионов выросли с 2014 года в среднем на 10-15%. По опыту других стран, принимавших мундиаль, видно, что продажи всего и вся увеличиваются в разы там, где собираются или даже просто проходят мимо футбольные фанаты. Но критически важно, чтобы объект недвижимости имел собственный выход на улицу, чтобы была возможность создания витрин и размещения рекламы.
Трансляция футбольного матча в спортбаре Champions Sportsbar, Мюнхен© Фото с сайта championsbar.de
Чемпионат закончится, а осадочек останется?
И наконец, последнее. Чемпионат продлится всего месяц, после чего стоимость вашей недвижимости может снизиться, если рядом не улучшилась транспортная инфраструктура, не появились рестораны, кафе, другие места отдыха, не построено и не планируется строить жилье. Какие бы барыши не сулил мундиаль, открывая мини-отель, магазин или бар, необходимо строить стратегию бизнеса из того расчета, что спортивные туристы уедут, а вы останетесь. Большая разовая прибыль – хорошо, а стабильная – еще лучше.