Офис – не только символ, но и необходимая составляющая современного бизнеса. Он позволяет организовать совместную работу сотрудников, принимать клиентов и партнеров в комфортных условиях, формировать в их глазах имидж компании. Удобный и красивый офис, расположенный в престижном бизнес-центре, является одним из ключевых факторов, влияющих на успех бизнеса. Рынок коммерческой недвижимости предоставляет неограниченные возможности в выборе офисных помещений.
Классификация офисных центров
Офисы, как правило, расположены в бизнес-центрах, которые делятся на четыре класса: А, B, C и D. Однако различия между соседними классами могут быть незначительными, поэтому специалисты выделяют три дополнительных типа офисных зданий – А+, А- и В+. Основные критерии для отнесения их к тому или иному классу таковы: месторасположение, тип и возраст здания, его конструктивные особенности и планировка, качество материалов использованных при отделке, наличие и уровень инженерных систем – кондиционирования, вентиляции, телекоммуникаций, электроснабжения, юридическая чистота документации, качество управления зданием, и наконец, степень развитости инфраструктуры – есть ли парковка, рестораны, кафе, сервисные службы для арендаторов.
Офисные помещения сдаются в аренду или продаются. Стоимость зависит от очень многих факторов, но основных два – месторасположение и качество офисных объектов. Например, по данным компании Knight Frank, стоимость аренды офиса класса B в локациях от ТТК до МКАД варьируется от 10 до 15,5 тысяч рублей за м2 в год. Офисы такого же уровня в пределах Садового кольца сдаются уже по цене от 16 до 26 тысяч рублей за м2 в год. Для сравнения, за МКАД можно арендовать современный офис наивысшего класса А по цене всего от 10 до 12 тысяч рублей за м2 в год.
Бизнес-центр «Омега-2», аренда офисов класса B+ в 500 метрах от Третьего транспортного кольца© Фото с сайта www.cmpfm.ru
Снять или купить – вот в чем вопрос
Для многих компаний актуальным является вопрос – что выгоднее, арендовать или купить офисные помещения? Оба варианта имеют преимущества и недостатки.
При аренде у предпринимателя нет необходимости тратить единовременно большую сумму для обеспечения своей компании офисом. Эти средства он может направить на развитие бизнеса. Кроме того, всегда есть возможность увеличить или уменьшить арендуемые площади или же вовсе сменить дислокацию. Одновременно арендатор ограничен в перепланировке и ремонте своего офиса, не может влиять на качество обслуживания здания и на выбор соседей, и самое главное – арендодатель всегда заинтересован в пересмотре арендной ставки в сторону увеличения и сделает это при первой же возможности.
При покупке офиса предприниматель инвестирует свои средства в ликвидный актив, стоимость которого в долгосрочной перспективе будет увеличиваться. Кроме того, находящаяся в собственности недвижимость может использоваться в качестве залога для получения кредитов по более выгодным ставкам. Минусы покупки – большие начальные затраты, которые могли быть использованы эффективнее, а также необходимость трат на ремонт и оборудование офиса.
Старт продаж офисов класса А в DM Tower, Новоданиловская набережная, Москва© Фото с сайта www.kr-pro.ru
В итоге, аренда предпочтительнее для компаний, которые отличаются мобильностью, планируют расширяться или находятся под угрозой сокращения масштабов деятельности. Также аренда больше подходит для тех, чей бизнес в значительной мере зависит от конъюнктуры рынка.
Рынок офисной недвижимости Москвы, согласно мнению большинства экспертов, после двухгодичного спада стабилизировался и начал постепенное восстановление. В 2017 году увеличился объем введенных в эксплуатацию офисных площадей и спрос на наиболее востребованные виды офисов, начался рост арендных ставок, сократилась доля свободных площадей, а в отдельных локациях даже зафиксирован их дефицит.